К Мартову дню все работы должны были быть завершены. Оставалась только обработка льна.
Из конопли плели канаты. Канаты из конопли были
прочные и служили несколько лет. Эту работу выполняли в основном мужчины.
Мартов день считался в народе началом зимы. С Михкелева дня до Мартова забивали животных, которых решено было не оставлять на зиму.
У батраков и прислуги с этого дня было право иногда вечерами заниматься своими собственными делами и веселиться вместе.
В Мартов день мужчины ходили ряжеными с хутора на хутор желать хорошего урожая. Надевали наизнанку вывернутые шубы, бороду из пакли и маски.
Ряженые были шустрые, веселые и шумные. Пировали иногда не один, а несколько дней подряд. Вечером в канун Мартынова дня в двери домов начинали стучаться ряженые. Они переодевались в "Козла", "Медведя", "Злого духа". Медведь танцевал. "Козла" тащили на веревке, а он, как и подобает всякому козлу, упирался и бодался. "Злой" дух рычал и пытался напугать каждого. Остальные ряженые одевались, кто во что горазд. Женщины наряжались мужчинами, мужчины - женщинами. Все пели, танцевали. Славословили хозяев дома, желали им всяческих благ. Осматривали, сделаны ли все работы в семье, готово ли рукоделие у девушек, умеют ли дети читать.
Ряженых угощали кровяной колбасой, колобком, ячменными лепешками, вареным соленым горохом, пивом. Боялись, что если ряженым ничего с собой не давать, то год выдастся неурожайным.
Считалось, что Мартин покровительствует хлеборобам. У Марта был с собой мешочек с горохом. Входя в дом, он рассыпал горсть гороха по полу, приговаривая:
"Будьте с хлебным урожаем,
Пусть везет вам в скотоводстве,
Свиньи гладкими пусть будут,
Овцы ладными пусть будут,
Сватов тысяча для дочки,
Сто саней пусть ждут за баней,
Еще тысяча - за домом!" (Рыуге, 1938)
Приметы: высокие сугробы в Мартов день предвещают высокие хлеба, метель сулит беду со скотиной. Если Мартов день выдался дождливым, жди скверного урожая зерновых.
Из конопли плели канаты. Канаты из конопли были
прочные и служили несколько лет. Эту работу выполняли в основном мужчины.
Мартов день считался в народе началом зимы. С Михкелева дня до Мартова забивали животных, которых решено было не оставлять на зиму.
У батраков и прислуги с этого дня было право иногда вечерами заниматься своими собственными делами и веселиться вместе.
В Мартов день мужчины ходили ряжеными с хутора на хутор желать хорошего урожая. Надевали наизнанку вывернутые шубы, бороду из пакли и маски.
Ряженые были шустрые, веселые и шумные. Пировали иногда не один, а несколько дней подряд. Вечером в канун Мартынова дня в двери домов начинали стучаться ряженые. Они переодевались в "Козла", "Медведя", "Злого духа". Медведь танцевал. "Козла" тащили на веревке, а он, как и подобает всякому козлу, упирался и бодался. "Злой" дух рычал и пытался напугать каждого. Остальные ряженые одевались, кто во что горазд. Женщины наряжались мужчинами, мужчины - женщинами. Все пели, танцевали. Славословили хозяев дома, желали им всяческих благ. Осматривали, сделаны ли все работы в семье, готово ли рукоделие у девушек, умеют ли дети читать.
Ряженых угощали кровяной колбасой, колобком, ячменными лепешками, вареным соленым горохом, пивом. Боялись, что если ряженым ничего с собой не давать, то год выдастся неурожайным.
Считалось, что Мартин покровительствует хлеборобам. У Марта был с собой мешочек с горохом. Входя в дом, он рассыпал горсть гороха по полу, приговаривая:
"Будьте с хлебным урожаем,
Пусть везет вам в скотоводстве,
Свиньи гладкими пусть будут,
Овцы ладными пусть будут,
Сватов тысяча для дочки,
Сто саней пусть ждут за баней,
Еще тысяча - за домом!" (Рыуге, 1938)
Приметы: высокие сугробы в Мартов день предвещают высокие хлеба, метель сулит беду со скотиной. Если Мартов день выдался дождливым, жди скверного урожая зерновых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий