К ЗАВЕТНЫМ ВЕРШИНАМ СТРЕМИТЬСЯ ВСЕГДА! СЕГОДНЯ ТЫ ЗВЁЗДОЧКА - ЗАВТРА ЗВЕЗДА!

понедельник, 4 апреля 2011 г.

К вопросу о спряжении ......

Феликс Кривин, отрывок из "Принцессы грамматики..." 

ГЛУПЫЙ КОРОЛЬ   
 Жил-был глупый король, у которого женой была умная королева. Умную королеву немножко смущало то, что она жена глупого короля, но утешалась она тем, что жена глупого короля - все - таки королева, а кто такая жена умного дворника? Дворничиха, не более того.
Однажды глупый король решил
пойти войной на другого короля, не глупого, и захватить его королевство.
- Сколько раз я ему предлагал по-хорошему отдать мне королевство, - жаловался король умной жене. - Но он отвечал, что я ерунжу, что в случае чего я очучусь в незавидном положении. Но теперь я его убежу не словами, а превосходящей живой силой и техникой, я обезлюжу его королевство!
Умная королева понимала, что король не прав, потому что глаголы УБЕДИТЬ, ЕРУНДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ и ОБЕЗЛЮДИТЬ в первом лице единственного числа не употребляются. Но она не возразила глупому королю, понимая, что если возражать глупому королю, можно, чего доброго, перестать быть королевой.
- Да, конечно, ты не ерундишь, ты его убедишь и обезлюдишь его королевство, - соглашалась умная королева, употребляя, однако, эти глаголы в той форме, в какой они обычно употребляются. Грамматически она была права, хотя по сути глубоко ошибалась.
- Я его побежу! Побежу! - кричал ободренный ею король, и было неясно, победит ли он противника, или, напротив, от него побежит.
Это выяснилось лишь тогда, когда глупый король пошел войной на короля неглупого и не победил, а побежал, хотя готовился к совершенно другому. И неглупый король захватил его королевство, но, конечно, не обезлюдил его, потому что был неглуп и понимал, что глагол ОБЕЗЛЮДИТЬ в первом лице единственного числа не употребляется.
А умная королева перестала быть королевой, хотя очень умно угождала королевской глупости. Потому что нельзя без конца угождать глупости, самое умное угождение глупости, в конце концов, превращается в глупость.
Вы думаете, я чужу?
Нет, этого я себе не позволю. Хотя бы потому, что глагол ЧУДИТЬ не имеет формы первого лица единственного числа, а неправильное употребление слов приводит, как вы убедились, к весьма печальным последствиям.

1 комментарий: